Мир сегодня с "Юрий Подоляка"
Мир сегодня с "Юрий Подоляка"
Труха⚡️Україна
Труха⚡️Україна
Николаевский Ванёк
Николаевский Ванёк
Мир сегодня с "Юрий Подоляка"
Мир сегодня с "Юрий Подоляка"
Труха⚡️Україна
Труха⚡️Україна
Николаевский Ванёк
Николаевский Ванёк
Байдильдинов. Нефть avatar

Байдильдинов. Нефть

О развитии нефтегазового и энергетического комплекса Казахстана и инвестициях
TGlist рейтинг
0
0
ТипАчык
Текшерүү
Текшерилбеген
Ишенимдүүлүк
Ишенимсиз
ОрдуКазахстан
ТилиБашка
Канал түзүлгөн датаFeb 07, 2025
TGlistке кошулган дата
Sep 05, 2024

Telegram каналы Байдильдинов. Нефть статистикасы

Катталгандар

4 264

24 саат
1
0%Жума
19
0.4%Ай
168
4.1%

Цитация индекси

0

Эскерүүлөр1Каналдарда бөлүштү0Каналдарда эскерүүлөр1

1 посттун орточо көрүүлөрү

1 268

12 саат1 0560%24 саат1 2680%48 саат1 3600%

Катышуу (ER)

2.6%

Кайра посттошту11Комментарийлер0Реакциялар65

Көрүүлөр боюнча катышуу (ERR)

0%

24 саат0%Жума
0.73%
Ай0%

1 жарнама посттун орточо көрүүлөрү

1 268

1 саат26721.06%1 – 4 саат42733.68%4 - 24 саат53642.27%
Биздин ботту каналыңызга кошуп, анын аудиториясынын жынысын билүү.
Акыркы 24 саатта бардык посттор
0
Динамика
1

"Байдильдинов. Нефть" тобундагы акыркы жазуулар

Если у нас доверительные отношения с Россией, и мы узнаем, что страны действительно договорились о перемирии и частичном снятии санкций - нельзя ли на средства Нацфонда и ЕНПФ немножечко прикупить российских акций?

Акции «Газпрома», например, сейчас стоят $1,3 (в эквиваленте), а до СВО на максимуме торговались в 4 раза дороже - около $5,5-5,7

Когда (и если) российский фондовый рынок будет отпрыгивать, вложения могут дать х3/х4

https://t.me/baidildinovoil
➡️

Халык Банк, вопреки, публикациям не участвовал в кампаниях против конкурентов
(вспомните тот же кейс Каспи Банка). Не думаю, что клиентура Халыка и Фридома вообще сопоставима/имеет одни интересы.
Фридом скорее конкурирует с другим известным казахстанским финтехом, о котором недавно рассказывали в этом Reels

Если порассуждать, то стороной, которой выгодно раздуть «конфликт», может быть: PR-агентство, работающее с медиаплощадками, или другие игроки финансового рынка. Однако, рано или поздно такие игры вскрываются

Для системных игроков важно стабильное развитие без увлечения информконфликтами

https://t.me/baidildinovoil
Черная кошка свободы

Занимательная картина складывается в СМИ по поводу ситуации вокруг Freedom’а и
Тимура Турлова

Издание BES.media опубликовало материал «Когда речь идет о репутации, деньги не считают», в котором красной линией читается мысль: а не информнаезд ли вся эта история? Там даже приводится список СМИ, которые затронули эту историю, и попытка найти их связь с Тимуром Кулибаевым

Анонимный ТГК под названием «Нацбанка» опубликовал материал «В Казахстане
разгорается информвойна олигархов?»
, в котором отмечается, что и у Тимура
Турлова также есть ряд своих известных СМИ, и это может перерасти в информобстрел

Как человек, долгое время работающий в финансово-промышленных структурах, могу сказать: у любого крупного банка есть системы антикризисной защиты, включая внутренний комплаенс, юридические механизмы, а также страховки на случай мошенничества топ-менеджеров. И когда в информационном поле всплывают кейсы с участием руководителей, журналистский интерес - это естественная реакция, а не чья-то атака по заказу

Важно понимать причинно-следственные связи

1.
Внимание к Freedom связано, как уже подчеркивали ряд уважаемых редакций, не с заказом, а с вопросами, давно накопившимися в публичной плоскости - происхождение капитала, структура холдинга, работа с клиентскими средствами и так далее

2. СМИ Inbusiness и Атамекен Бизнес являются редакционно независимыми. Тот факт, что они подхватили новостную волну - рутинная работа в информационном поле. Пытаться «связать» эти публикации с чьим-то заказом - это поиск чёрной кошки в тёмной комнате

Тем более, что эта тема была во многих СМИ и пабликах, и не они первыми начали освещать этот инфошум
Заинтересованности в его «раздутии» нет

Хорошо, что у этих топ-менеджеров Фридома не было Халыковского прошлого, а то
могли бы додумать многоходовочку 😎

3. КазТАГ и Ratel (как верно отмечено в материале) с Тимуром Аскаровичем аффилированы никогда не были, более того - они обычно придерживаются прямо
противоположной точки зрения

4. Следуя логике материала BES.media, возникает риск: если завтра начнутся инфоатаки на другие банки или фигуры, Freedom тоже автоматически окажется под подозрением, как возможный заказчик. Просто по аналогии

Это серьёзный имиджевый риск, и авторам материала стоило это просчитать

5. Сама публикация BES.media и сопутствующие медиаакценты скорее на руку третьей стороне, медиа-структурам и PR-агентствам, которые зарабатывают на эскалации и противостоянии

Их задача не разобраться, а подогреть и «подкормить» рынок конфликтами.
Freedom - серьёзный игрок, и вряд ли ему нужно подпитывать такие схемы

6. Халык Банк не участвовал и не участвует в кампаниях против конкурентов. Это принципиальная позиция, такая же, как и у его акционеров. И если где-то появляется инфоповод, это комментируется открыто и уважительно

Вместо заключения:

Вся ситуация вокруг Freedom - это не «война олигархов», а скорее показатель того, как локальный инфоповод может быть превращён в инструмент давления

Новая PR-команда, как и сам Тимур Кулибаев, всегда действуют по-джентльменски: любые сложные вопросы решаются напрямую, без анонимных телеграмм-каналов и намёков

Думаю, во Freedom это понимают. Вероятно, их просто триггернуло, что публикации появились именно на InBusiness и Атамекен, как на медиаплощадках, которые в публичном поле ассоциируются с Тимуром Кулибаевым, из-за того, что ранее он долгое время руководил НПП Атамекен

Отсюда, возможно, и логика тех, кто в BES.media решил собрать материал в таком ключе. Не утверждаю, что это чей-то заказ, но сам факт того, что известная площадка публикует материал с полутонами вызывает вопросы. Как минимум методологические

А вот кто действительно оказался в выигрыше, так это те, кто сознательно подогревает конфронтацию. Кто выстраивает инфоповестку так, чтобы сильные игроки начали отвечать друг другу, а кто-то в тени получал от этого выгоду

Если чёрная кошка в этой комнате и есть, то запускали её, скорее всего, не из структур «Тимуров»

➡️
Цены на нефть упадут летом?

В Омане прошли переговоры США и Ирана, сообщается, что они будут продолжены на следующей неделе. Обсуждаемая сделка может уронить цены на нефть в будущем.

Иран, если серьезно, демонстрирует чудеса устойчивости политического режима и экономики, несмотря на то, что страна находится под санкциями с 1979 г, но нефтегазовая промышленность не загнулась, а ядерная программа продолжается

В 2024 г ИРИ экспортировала нефти в объеме ~80 млн тонн, несмотря на всевозможные санкции и запреты на осуществление банковских платежей

При этом точной информации о дисконтах на иранские сорта нет, но часто встречается инфо, что она идет в Китай и на азиатские рынки с дисконтом в $7-10 за баррель

Как я говорил в СМИ, для Трампа принципиально снижение цен на нефть как для давления на Россию, Венесуэлу и страны Персидского залива, так и для своих избирателей, поскольку его предвыборная платформа строилась в тч на том, что при Байдене выросли цены на топливо в США, а он придет и «переговорит» с Саудовской Аравией, чтобы они нарастили добычу, и нефть упала в цене

Очевидно, если они о чём-то договорятся, то снижение дисконта на $3-5 за баррель вкупе с ростом добычи - это серьезный аргумент для ИРИ

Отмечу, иранцы стабильно в топ-5 крупнейших покупателей жилой и коммерческой недвижимости в Дубае

А с другой стороны - если не договорятся, а ситуация обострится - то цены по идее вырастут. В общем, это период нестабильных цен

https://t.me/baidildinovoil
В РФ продолжат расти тарифы на э/э

Портал Геоэнергетика приводит заметку о Генеральной схеме размещения энергообъектов до 2042 г. Необходимый объем инвестиций - свыше 40 трлн рублей

Примерный уровень тарифа для обеспечения инвестиций - около 13 рублей за 1 кВт•ч

Ранее я озвучивал, что текущий рыночный уровень цен на э/э в РК должен быть в 2 раза выше - около 40 тенге за кВт•ч (это как сейчас в Турции и ОАЭ - 42 тенге), а новая генерация с АЭС будет около 60 тенге

Со временем счета за электроэнергию в Казахстане вырастут в 2-3 раза, а ОДН - в 11!

Потому что вообще никто не знает и не занимается этим ОДН - э/э на общедомовые нужды (в моем ЖК я плачу ОДН больше, чем потребление в 5-ти комн кв)

Концептуально нужна четкая идеологическая линия: в предыдущие годы тарифы сдерживались за счет деградации инфраструктуры. Вне зависимости от «Старого» или «Нового» Казахстана тарифы все равно бы выросли

https://t.me/baidildinovoil
День космонавтики СССР и удвоение ВВП РК

3 года назад писал краткий пост про тезисы министра науки и высшего образования Саясата Нурбека на форсайт-сессии под председательством Спикера Сената Маулена Ашимбаева, которая проходила в рамках Школы аналитики и Клуба экспертов при Сенате Парламента

В 1945-м СССР побеждает в войне, но, естественно, экономика, промышленность, города находятся в разрушенном состоянии

12 апреля 1961 г Советский Союз с космодрома Байконур отправляет первого человека в космос на 108 минут, совершая орбитальный облет Земли

За 16 лет от разрушенной страны до космической державой!
Как это удалось сделать? Ведь это наука, технологии, топливо, материалы, исследования, которых просто не существовало в мире

Лично для меня это чудо. Старт ракеты «Восток-1», орбитальный полет, благополучное приземление Юрия Гагарина. Кстати, тоже недалеко от Казахстана - в Саратовской области. Здесь небольшой 5-минутный эмоциальный ролик с записями тех времен. «Время первых» тоже хороший фильм про первый выход в космос

Цитата Константина Циолковского про полет в космос:
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль»

По сути в послевоенное время была создана не просто огромная научная и промышленная отрасль с десятками (или сотнями?) КБ, НИИ, была создана картина Будущего: Мы - будем первыми в космосе, а первый космонавт - будет советским

В этой картине Будущего была роль/место каждого человека: будущим инженерам - образование и достойные зарплаты/условия; военным - обучение и подготовка летчиков-испытателей и др

В итоге каждый мальчик и девочка мечтали стать космонавтами! Выстроенная пирамида дала колоссальный результат: мальчик из рабочей семьи Смоленской области стал первым человеком в космосе

Кем мечтают стать казахстанцы?..

Недавно на программе с Дулатом обсуждали программу «Казахстан-2030», где озвучивался простой/обыденный вопрос: ну мы же ждали, что будем жить как самые развитые страны, а нам в итоге налоги увеличивают

Примерно так же будут обсуждать и стратегическую задачу нашего Президента Касым-Жомарта Токаева по удвоению ВВП

Рост экономики к 2029 г в 2 раза (если Правительство его реализует) отнюдь не означает, что благополучие каждого казахстанца вырастет в 2 раза

К слову, я так и не увидел, как Правительство «приземлило» эту задачу на землю: ведь все регионы РК объективно не могут вырасти по экономике в 2 раза. Значит, кто-то должен расти в 3-4? Кто, кроме Атырау за счет Тенгиза?

Думаю, должна быть простая идея, как и в космонавтике: не жди, что Правительство придет и удвоит твое благосостояние - займись этим сам

Твой вклад в эту госзадачу - удвоить свой/своей семьи благосостояние/капитал в 2 раза к 2030 г через повышение компетенций, инвестирование, развитие бизнеса

В этом и должен быть вклад в общее дело, а не ожидание того, что кто-то сделает и принесет на блюдечке. Поставьте себе такую цель

В Казахстане 12 апреля отмечают День Науки - всех причастных с праздником!

https://t.me/baidildinovoil
Себестоимость строительства подорожает на 7% в ближайшие 2 года из-за тарифной войны

Но эта новость про Саудовскую Аравию и ОАЭ. В настоящее время там реализуются проекты на $2,3 трлн, и прогнозируется, что себес вырастет примерно на 7% (из-за основных материалов в виде бетона, стали, металлов, оборудования и др)

Ранее писал про электронику и смартфоны, которые начали скупать в Штатах (со ссылкой на их новостные порталы), позже аналогичная новость была в казахстанских СМИ

На самом деле, подорожают не только смартфоны и техника, это же коснется и автомобилей (во все мире), и многих других позиций

Если этот тарифно-нефтяной кризис надолго: купите сейчас то, что планировали купить, ибо затем будет дороже
Купил 4-комн кв в ипотеку через Отбасы Банк

Депозит был открыт, кажется, в 2020 г или 2021 г. Вносил взносы, переводил из ЕНПФ, также открывали депозиты в Отбасы (ранее Жилстройсбербанк) на родных, а затем объединили

Квартира 105 кв м в ЖК Лазурный квартал. Не новый дом, но в хорошем состоянии (тогда был бизнес-класс) и с отличной локацией в центре Астаны. Кв оценили в 54 млн. Более половины от суммы был мой депозит и доплата, также купил 2 паркинга

Ставка по займу - 5% годовых в тенге (ипотека до апреля 2031 г)

Чуть позже запишу видео о процедурах оформления, суммах, самом ЖК и др

Хочу отметить высокий уровень профессионализма менеджеров и управляющих астанинского филиала Отбасы Банка - Дамир Мирзахметов, Айтуар, Абай Сабыр, Камила Мухтарова, Райымбек Орынбасаров, Динара Тиштикова, а также удобные онлайн-сервисы

Недавно в Проекте Школа аналитики при Сенате Парламента с интересным спичем выступала Председатель Правления Отбасы Банк Ляззат Ибрагимова. Считаю, что под ее руководством команде удалось научить «танцевать слона в посудной лавке», трансформировав неповоротливый госбанк в современный высокотехнологичный сервис

P.S. Тем временем, с 1 января 2026 г планируют отменить налоговые льготы (нулевой НДС) для застройщиков, что, естественно, приведет к росту на первичном рынке
Когда в Казахстане закончится уран?

ORDA обращает внимание на публикацию отчета МАГАТЭ и ОСЭР, где указывается, что запасов урана хватит Казахстану до 2040 г. Это без учета месторождений, которые не разведаны/не запущены в эксплуатацию

Мы поднимали эту тему с гендиректором ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимуром Жантикиным в программе «Байдильдинов. Нефть» еще в прошлом году, так как запасов урана у Казахстана при текущей агрессивной добыче хватит лет на 40-60 максимум

Таким образом, если при оптимистичном сценарии наша первая АЭС появится в 2035 г с нормативным сроком службы 60-80 лет, то примерно к 2065-2085 гг - еще до завершения срока эксплуатации атомной станции, у Казахстана с большой долей вероятности уже и не будет сырья для своей/своих АЭС

Нужна либо разведка/разработка новых месторождений, либо снизить аппетиты по агрессивной добыче урана национальным оператором АО «НАК «Казатомпром» и другими добывающими компаниями

Мы, естественно, не обогащаем уран и вряд ли будем это делать, так как это не просто дорогостоящие технологии, это привилегия, которой владеют только страны ядерного клуба

При этом нужно понимать , что мы первые в мире по добыче урана (43% от мировой добычи) и вторые в мире по запасам, но уран, как и углеводородное сырье - это небесконечный ресурс

https://t.me/baidildinovoil
Покатился вниз. К вечеру на панике может и до $55 упасть
$58,87 на поставку в июне
Еще немного и фьючерсы на июнь упали бы ниже $60 за баррель. Но вроде оттолкнулись
В проекте Dala Podcast с Дулатом Жумагазиным хотели обсудить нефтянку и энергетику, но получился больше разговор по душам: о том, как развивать общественный транспорт, о псевдооппоцизионерах на примере Кажегельдина и отношении казахстанцев к ним, что ждет страну после начала падения добычи нефти, об отношении к оттоку кадров из РК, о том, что 2020-2030 гг - это лучшие годы в РК, и даже о программе Казахстан-2030

Подчеркну: никто не обещал, что абсолютно все будут жить, как в 30-ке самых развитых стран, как и то, что к 2029 г удвоение ВВП приведет к росту благосостояния каждого гражданина в 2 раза - это вопрос каждого человека, его развития, его компетенций

Рекорддор

18.04.202517:47
4.3KКатталгандар
28.02.202523:59
2100Цитация индекси
16.03.202523:03
6.7K1 посттун көрүүлөрү
19.03.202512:22
3.9K1 жарнама посттун көрүүлөрү
12.04.202523:59
11.71%ER
17.03.202507:46
165.02%ERR
Катталуучулар
Citation индекси
Бир посттун көрүүсү
Жарнамалык посттун көрүүсү
ER
ERR
OCT '24JAN '25APR '25

Байдильдинов. Нефть популярдуу жазуулары

20.04.202505:40
Если у нас доверительные отношения с Россией, и мы узнаем, что страны действительно договорились о перемирии и частичном снятии санкций - нельзя ли на средства Нацфонда и ЕНПФ немножечко прикупить российских акций?

Акции «Газпрома», например, сейчас стоят $1,3 (в эквиваленте), а до СВО на максимуме торговались в 4 раза дороже - около $5,5-5,7

Когда (и если) российский фондовый рынок будет отпрыгивать, вложения могут дать х3/х4

https://t.me/baidildinovoil
30.03.202508:13
Новую большую мечеть открыли в Алматы на 1 день

В честь священного праздника Ораза айт в Алматы (пока только в этот день) открыли новую большую мечеть площадью свыше 20 тыс кв м

Общее число пришедших на молитву превысило 40 тыс человек

Мечеть была построена при поддержке бизнесмена и мецената Тимура Аскаровича Кулибаева
22.03.202512:01
Халык Банк на официальной странице в соцсетях сообщил радостную новость для своих работников: «Мажоритарные акционеры Тимур и Динара Кулибаевы, продолжая добрую традицию, вновь приняли решение направить часть своих дивидендов на премии сотрудникам»

Могу сказать, что это событие в Халыке всегда ждут с нетерпением, называя их «Кулибаевскими бонусами»

В целом, очень важная инициатива, которая направлена на поддержание сотрудников и мотивацию для новых достижений. В канун Наурыза это приобретает особую ценность

Отмечу, что Халык Банк с сентября по конец марта проводит акцию и по общественному транспорту для своих клиентов: это 100%-ный бонус за оплату QR через мобильное приложение (в месяц максимально 1000 бонусов)

Всех с праздником!
01.04.202505:20
Зарисовка в стилистике известных казахстанских СМИ и деятелей на выдуманную тему

112: В Казахстане 1 апреля увидят метеорный дождь

КазТАГ: ⚡️Мимо Земли пролетит метеорит

ORDA: На Казахстан упадет метеорит!

AIRAN: Метеорный дождь - это не метеорный дождь, а осколки российской ракеты! Казахи массово уезжают из Казахстана!

Elmedia (голосом Аяна Шарипбаева): А не Старый ли Казахстан устроил очередную атаку на Новый, только на этот раз с привлечением метеорита?

Бараева: а вот сейчас посмотрим кто поможет Казахстану ОДКБ или Организация тюркских государств?

Евразийский брифинг: «Новую правительственную комиссию возглавит один из вице-премьеров, что свидетельствует о росте его аппаратного влияния. Часть 1/2»

В госаппарате наметилось два центра силы, которые планируют использовать ситуацию для укрепления собственного влияния

«Новую правительственную комиссию возглавит один из вице-премьеров, что свидетельствует о росте его аппаратного влияния. Часть 2/2»

Заявление Имангали Тасмагамбетова о том, что ОДКБ может обеспечить зонтик силами ВКС для стран-участниц против метеорита, свидетельствует о его политических амбициях

Выход к правде: почему Жумангарин молчит про налогообложение метеоритов?

Kozachkov offside: За час до метеорного дождя инопланетяне сливают в козачковбот список казахстанских городов, на которые упадет метеорит

Bazhkenova live: Ха, лично я не сомневаюсь, что это падение метеорита будет провальным для системы предупреждения ДЧС в Алматы

Ерболат Досаев: Уф, зато новые дваждынедельные отчеты в АП не нужно будет сдавать

Келин услышала: Ваша Келин находит забавным, что издание ORDA Гульнар Бажкеновой, в свойственной категоричной манере, не разобравшись с деталями, пытается сделать очередную сенсацию, на пару с AIRAN, которое финансируется на деньги KASPI

Злобная татешка: карикатура падающего метеорита в стиле 90-х и пост об экономических последствиях падения метеорита

Алдаркөсе: ситуацией для критики власти воспользуются младотюрки во главе с медийным рупором Арманжаном Байтасовым

Гиперборей: видео с Мухтаром Джакишевым на кухне террасы - стеклянный стол, полосатые жалюзи, полосатая рубашка Джакишева о том, что метеорит можно использовать во благо экономики Казахстана, ведь Казатомпром в эпоху руководства Джакишева проводил соответствующие исследования и дошел до подписания соглашения с межгалактической японской корпорацией, но северный сосед вмешался и помешал этому

Мухтар Аблязов: я знаю как избежать столкновения с метеоритом и падения экономики страны в катастрофическую бездну, для этого мне нужно 560 тыс евро - отправляйте срочно на мою карту

Акежан Кажегельдин: (на фоне лондонского моста) душой я всегда с Казахстаном, у меня есть суперпрограмма по выходу из метеоритного кризиса

Алтынадам: связь метеорита и Аиды Балаевой

Всемирное шежiре: развернутый материал о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности

Денис Кривошеев: падение метеорита - это показатель разрухи в авиационной сфере вследствие неграмотного управления и кадровых назначений

Ермек Турсунов: мы заслужили этот метеорит

Shishkin like: бизнес-активы казахстанских бизнесменов, связанные с метеоритами. В 3 частях

Выход к морю: казахстанские миллиардеры владеют следующей недвижимостью на метеоритах

QOGAM by SATZHANGRAM: день метеорита празднуют на следующих планетах

Обо всём, жестко, но честно: реакция европейских лидеров на метеорит

Чиновник: главой нового антиметеоритного агентства будет назначен…

Альнур Мусаев: метеорит был завербован


С 1 апреля, друзья!

https://t.me/baidildinovoil
12.04.202508:45
День космонавтики СССР и удвоение ВВП РК

3 года назад писал краткий пост про тезисы министра науки и высшего образования Саясата Нурбека на форсайт-сессии под председательством Спикера Сената Маулена Ашимбаева, которая проходила в рамках Школы аналитики и Клуба экспертов при Сенате Парламента

В 1945-м СССР побеждает в войне, но, естественно, экономика, промышленность, города находятся в разрушенном состоянии

12 апреля 1961 г Советский Союз с космодрома Байконур отправляет первого человека в космос на 108 минут, совершая орбитальный облет Земли

За 16 лет от разрушенной страны до космической державой!
Как это удалось сделать? Ведь это наука, технологии, топливо, материалы, исследования, которых просто не существовало в мире

Лично для меня это чудо. Старт ракеты «Восток-1», орбитальный полет, благополучное приземление Юрия Гагарина. Кстати, тоже недалеко от Казахстана - в Саратовской области. Здесь небольшой 5-минутный эмоциальный ролик с записями тех времен. «Время первых» тоже хороший фильм про первый выход в космос

Цитата Константина Циолковского про полет в космос:
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль»

По сути в послевоенное время была создана не просто огромная научная и промышленная отрасль с десятками (или сотнями?) КБ, НИИ, была создана картина Будущего: Мы - будем первыми в космосе, а первый космонавт - будет советским

В этой картине Будущего была роль/место каждого человека: будущим инженерам - образование и достойные зарплаты/условия; военным - обучение и подготовка летчиков-испытателей и др

В итоге каждый мальчик и девочка мечтали стать космонавтами! Выстроенная пирамида дала колоссальный результат: мальчик из рабочей семьи Смоленской области стал первым человеком в космосе

Кем мечтают стать казахстанцы?..

Недавно на программе с Дулатом обсуждали программу «Казахстан-2030», где озвучивался простой/обыденный вопрос: ну мы же ждали, что будем жить как самые развитые страны, а нам в итоге налоги увеличивают

Примерно так же будут обсуждать и стратегическую задачу нашего Президента Касым-Жомарта Токаева по удвоению ВВП

Рост экономики к 2029 г в 2 раза (если Правительство его реализует) отнюдь не означает, что благополучие каждого казахстанца вырастет в 2 раза

К слову, я так и не увидел, как Правительство «приземлило» эту задачу на землю: ведь все регионы РК объективно не могут вырасти по экономике в 2 раза. Значит, кто-то должен расти в 3-4? Кто, кроме Атырау за счет Тенгиза?

Думаю, должна быть простая идея, как и в космонавтике: не жди, что Правительство придет и удвоит твое благосостояние - займись этим сам

Твой вклад в эту госзадачу - удвоить свой/своей семьи благосостояние/капитал в 2 раза к 2030 г через повышение компетенций, инвестирование, развитие бизнеса

В этом и должен быть вклад в общее дело, а не ожидание того, что кто-то сделает и принесет на блюдечке. Поставьте себе такую цель

В Казахстане 12 апреля отмечают День Науки - всех причастных с праздником!

https://t.me/baidildinovoil
27.03.202516:28
EMAAR vs КМГ

Сравнивая уровни жизни в Эмиратах и Казахстане, чем любят заниматься разного рода деятели и псевдооппоционеры, нужно понимать, что успех страны в целом и Дубая в частности - это результат колоссального притока инвестиций при создании грамотных и стабильных условий для инвесторов

Сегодня известный застройщик EMAAR отчитался о результатах деятельности:

• Уровень продаж недвижимости - $20 млрд (это включает и будущие поступления), +72% к показателю 2023 г

• Выручка в 2024 г почти $9,7 млрд (+33%)

• Прибыль до налогообложения $5,1 млрд (+25%)

Дивиденды - $2,4 млрд!!!

Ну, Вы, наверное, знаете, что группа строит объекты далеко за пределами ОАЭ - это и Стамбул, и многие другие страны, а сейчас вроде анонсируют крупный проект в Батуми

Мы считаем «КазМунайГаз» нашим национальным достоянием, а КМГ по итогам 2024 г выплатит лишь ~$700 млн дивидендов государству и акционерам - в 3,4 раза меньше, чем один из девелоперов ОАЭ

На этом фоне в Казахстане собираются облагать более высокими налогами владельцев 3 и более квартир - по ставке в 10 раз больше, чем обычная ставка для недвижимости

Такими темпами мы…
10.04.202512:03
Купил 4-комн кв в ипотеку через Отбасы Банк

Депозит был открыт, кажется, в 2020 г или 2021 г. Вносил взносы, переводил из ЕНПФ, также открывали депозиты в Отбасы (ранее Жилстройсбербанк) на родных, а затем объединили

Квартира 105 кв м в ЖК Лазурный квартал. Не новый дом, но в хорошем состоянии (тогда был бизнес-класс) и с отличной локацией в центре Астаны. Кв оценили в 54 млн. Более половины от суммы был мой депозит и доплата, также купил 2 паркинга

Ставка по займу - 5% годовых в тенге (ипотека до апреля 2031 г)

Чуть позже запишу видео о процедурах оформления, суммах, самом ЖК и др

Хочу отметить высокий уровень профессионализма менеджеров и управляющих астанинского филиала Отбасы Банка - Дамир Мирзахметов, Айтуар, Абай Сабыр, Камила Мухтарова, Райымбек Орынбасаров, Динара Тиштикова, а также удобные онлайн-сервисы

Недавно в Проекте Школа аналитики при Сенате Парламента с интересным спичем выступала Председатель Правления Отбасы Банк Ляззат Ибрагимова. Считаю, что под ее руководством команде удалось научить «танцевать слона в посудной лавке», трансформировав неповоротливый госбанк в современный высокотехнологичный сервис

P.S. Тем временем, с 1 января 2026 г планируют отменить налоговые льготы (нулевой НДС) для застройщиков, что, естественно, приведет к росту на первичном рынке
23.03.202512:23
Машкевич, Кажегельдин, ГМК

С Александром Антоновичем знаком не был, но пересекались несколько раз на мероприятиях. Родным выражаю соболезнования

В ряду нейтральных публикаций в казахстанских ТГК, конечно, выделяются посты «Келин услышала» и «Евразийский брифинг»

Ряд СМИ посвятили материалы и компиляцию фактов о том, как они с товарищами создали такую империю, но если заглянуть в 90-ые, то можно увидеть и другие события, а также очень знакомые казахстанцам фамилии

К примеру, вот публикация Nomad.su 2002 г о связи криминальных металлургов из СНГ с Акежаном Кажегельдиным, где рассказывается история о приватизации казахстанских горнорудных заводов и предприятий в интересах братьев Черных и их партнеров:

«С казахстанской стороны тон задавал уже купленный Черным Акежан Кажегельдин. Он подписал в Лондоне четыре протокола намерений с компаниями TWG и Whiteswan Ltd. о строительстве в Павлодарской области двух крупных предприятий - нового глиноземного завода и завода по выпуску первичного алюминия, а также о реконструкции ПАЗа и создании нового бокситового рудника на месторождении в Костанайской области»

Даже приводятся слова Председателя КНБ Альнура Мусаева в Парламенте о том, что «установлены иностранные разведчики и агенты под прикрытием представительств зарубежных фирм. Выявлены попытки иностранных разведок воздействовать на процесс развития сырьевого рынка Казахстана, а также препятствовать заключению выгодных для нас договоров»

Знаем-знаем, кто заключал со стороны Правительства такие невыгодные контракты, а сейчас живет в Лондоне. Это Мистер К-2

А вот выдержки из книги 2001 г, где приводятся ответы Кажегельдина на пресс-конференции (вопрос Economist):

- Многие компании, имеющие контракты на управление крупнейшими казахстанскими предприятиями, являются совершенно неизвестными, часто созданными гражданами СНГ, без какого-либо опыта управления. Почему правительство Казахстана решилось на то, чтобы большая часть его промышленного потенциала ушла под контроль неизвестных компаний?

- Если они вчера были неизвестны, через двадцать лет, может быть, они будут править миром. Поживем - увидим. Нельзя поступать так, как вы предлагаете. Фунт стерлингов в моей ладони равен фунту стерлингов в ладони мистера Ротшильда (Кажегельдин)

«Иными словами, господина Кажегельдина абсолютно не интересует происхождение денег, также как и репутация людей, которые получают контроль над всей промышленностью Казахстана» (Economist)

А также интересна цитата из газеты «Время по Гринвичу»: «Кажегельдин признает себя частью совсем не чистой системы. Это естественно, поскольку он находился на высочайшем государственном посту в течение 3 лет. Возникает вопрос: если система настолько плоха, как о ней говорит Кажегельдин, то почему, во-первых, он так долго находился внутри нее; а во-вторых, почему его оппозиционность начала проявляться спустя год после отставки? Очевидно, вовсе не идейные соображения заставили его уйти из правительства»

Гугл выдает много ссылок с интересной информацией о том времени

В целом, оценивая ситуацию с ENRC/ЕRG для полной картины необходимо охватывать период зампремьерства и премьерства Кажегельдина, когда многие госактивы в ГМК передавались в непонятные руки

P.S. С Александром Машкевичем как-то перекинулись несколькими фразами на мероприятии и даже сфоткались. Произвел приятное впечатление, без распространенных сейчас байских замашек, хоть и миллиардер

Полагаю, что процесс деолигархизации начнется и в горнорудке

https://t.me/baidildinovoil
Напомню, что цены на нефть, которые мы зачастую видим в новостных сводках - это фьючерсы на поставку через месяц. То есть, в районе $60 за баррель - это цены в мае 2025 г.

На бюджет этот временной лаг, как правило, начинает действовать через 1-2 мес, то есть в июне-июле. Ну, у нас обычно август бывает «богат» на валютные скачки

Бюджет РК сверстан из расчета в $75 за баррель и курса в 470 тенге. Соответственно, тенговая цена бочки - 35 250 тенге

Если $65 будет держаться долгое время (на протяжении 3-6 мес), то равновесный курс по тенговой цене барреля - 542,3
26.03.202515:01
Важную тему по крипте поднимает Азат Перуашев и партия «Ак жол»

Фракция «Ак жол» направила депутатский запрос Премьер-Министру и Председателю Нацбанка по регулированию оборота криптовалюты

Согласен с тем, что запреты в этой сфере не работают, приводят к теневому обороту и махинациям

В депутатском запросе указывается, что «цифровые капиталы используются в теневой экономике». Это действительно так. Думаю, все слышали, что крипта используется в тч и при получении взяток, выводе теневого капитала - ведь передают не сумму денег, а флэшку, криптокошельки, электронную почту

Не слышал, чтобы в РК чиновников задерживали с таким «уловом», но этот сектор есть, и он растет

Когда я покупал недвижимость в Эмиратах и Стамбуле, мне тоже предлагали воспользоваться услугами криптообменников, тк из РК запрещен вывоз наличных на сумму более $10 000. Я этому сектору не доверяю в текущем состоянии, тем более в РК это запрещено - осуществлял легальные банковские переводы

При этом могу привести диаметрально противоположные подходы в Турции и ОАЭ

В Турции приняты нормы, чтобы цифровые активы торговались на лицензированных площадках для контроля и налогообложения (0,03%). За нарушения есть уголовная ответственность и штрафы от $7 тыс до $180 тыс

Около 12 млн граждан Турции осуществляют операции с криптовалютами, тк этот сектор получил широкое развитие из-за ужесточения контроля переводов, роста налогов, падающей лиры и ухода экономики в тень - Азат Турлыбекович озвучивал это в Парламенте

Мне рассказывали, что полиция в Турции ищет и отслеживает криптообменники, а обналичание денег связано с риском задержания и штрафа/конфискации денег

Противоположность - наши любимые Эмираты. Сейчас это один из региональных или даже мировых центров криптоиндустрии. Нужно получить криптолизенцию (можно даже на территории СЭЗ, стоимость $150 тыс -500 тыс, налогообложение -0%). С 2022 г сфера регулируется через Virtual Assets Regulatory Authority (VARA)

Лицензированные цифровые площадки (обменники, биржи, фонды, маркетплейсы и тд) имеют легальный доступ к банковским и финансовым услугам, ежеквартально отчитываются в уполномоченный орган, а самое главное - клиенты получают защиту VARA

Более того, возможно, Вы слышали - за крипту в ОАЭ можно покупать недвижимость. И у официальных застройщиков, и на вторичке

Эмираты открыли и регулируют рынок - благодаря этому привлекают миллиарды долларов в экономику

Казахстан за счет дешевых тарифов на электроэнергию, легализации майнинговых ферм, создания экосистемы и регулирования криптоактивов может и должен стать лидером в Центральной Азии. Тем более рядом с нами - в России и Китае - огромный спрос на крипту

Партия «Ак жол» поднимает важную тему. Поддерживаю: лучше легализовать, регулировать и получать налоги, чем запрещать и выталкивать это в теневой сектор

Депутатам фракции желаю терпения в этом нелегком деле, советую собрать некоторый пул заинтересованных экономических агентов, а также быть готовыми к антилоббированию инициативы со стороны банковского сектора

https://t.me/baidildinovoil
01.04.202511:25
Падение иностранных инвестиций в экономику Казахстана - закономерный процесс
Сырьевой цикл для РК закончился

Приведенный тгк Tengenomika график очень показателен

Валовой приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2024 г составил $17,2 млрд, что на 28,3% меньше уровня 2023 г. Нефтянка просела на 46%, горнорудка - на 71%

$15-17 млрд в последние годы было только дважды - в кризисном 2015 г и ковидном 2020 г. А вообще с 2007 года этот показатель был всегда выше $20 млрд, доходя на пике до почти $30 млрд

В целом, с 2005 г в экономику РК было привлечено $376 млрд прямых иностранных инвестиций

При этом не менее «ужасающей» выглядит и цифра чистого притока ПИИ (это валовые ПИИ за вычетом оттока в виде дивидендов и суммы реинвестирования). Впервые с 2005 года это значение стало отрицательным -$2,6 млрд!

Ну, для тех, кто смотрел разные аналитические программы и подкасты с моим участием, или читал мою аналитику это не новость, ведь уже несколько лет я говорю: инвестиции в нефтянку падают, крупные проекты (Тенгиз, Карачаганак) завершают вложения, а следующая фаза Кашагана под большим вопросом

Если «социалисты» и бестолочи кричат и требуют низких цен на топливо, а Правительство идет им на уступки, то через некоторое время все увидят картину падения инвестиций и в добычу, и в переработку

Сырьевой цикл для экономики Казахстана завершен. Об этом я тоже говорю уже несколько лет. До 2030-х годов мы еще будем видеть развитие экономики, а после - начнется и снижение добычи нефти, и ежегодное ухудшение экономической ситуации (без нужных реформ)

В этой связи планы по созданию новой Ассоциации национальных инвесторов, озвученные Председателем KAZENERGY Болатом Акчулаковым, особенно актуальны и востребованы - экономике Казахстана нужны новые инвестиции и новые масштабные проекты

https://t.me/baidildinovoil
23.03.202507:46
Уточнение по публикациям СМИ касательно Турции

Несколько популярных казахстанских ТГК, такие как Ulysmedia, Госархив и др допускают ошибку/неточность в комментариях событий, происходящих в Турции

В частности, указывается, что «Экрем Имамоглу рассматривался как наиболее серьезный соперник президента Эрдогана на предстоящих выборах»

Напомню, что Реджеп Тайип Эрдоган был мэром Стамбула в 1994-1998 гг, премьер-министром в 2003-2014 гг, а с 2014 является Президентом Турецкой Республики. Основатель Партии справедливость и развитие

В 2017 г после попытки госпереворота полномочия президента были расширены, а должность премьер-министра была упразднена

В 2018 г прошли досрочные президентские выборы, на которых он одержал победу. В 2023 г также были выборы - два тура, в которых он набрал 52%. С чем была несогласна оппозиция

Эрдоган у власти более 20 лет, и по факту даже текущее президентство может быть оспорено. По Конституции президент не может избираться более 2 сроков. Этот срок - третий. Но решением ЦИК первый срок был обнулен

Таким образом, его срок полномочий истекает в 2027 г, то есть он не может баллотироваться еще раз

Казахстанские СМИ, к сожалению, повторяют ошибочные тезисы друг друга, неверно предоставляя информацию

Я писал ранее, что для Эрдогана есть два варианта сохранения у власти:

Изменение Конституции, которое, очевидно, не дадут сделать избиратели из-за продолжающегося экономического кризиса и усталости от внешнеполитических амбиций

• Продолжать оставаться у власти через надстройки наподобие Совбеза и тд, что уже было в Казахстане

Таким образом, арест Экрема Имамоглу - это попытка до 2027 г решить вопрос транзита власти от 71-летнего Эрдогана своему преемнику, а не вопрос выборов между Имамоглу и Эрдоганом, как пишут наши СМИ

Оппозиционная НПР (Народно-республиканская партия Турции - Cumhuriyet Halk Partisi) заявила, что вчера в Стамбуле на митинги в поддержку мэра вышло около 1 млн чел (днем ранее около 550 тыс)

«Эрдоган выразил свое растущее недовольство призывами главы оппозиции к демонстрациям, заявив: «Турция – это не та страна, которая выйдет на улицы, она не сдастся уличному терроризму»

Согласно этой публикации, ЦБ Турции экстренно продал $11,5 млрд для стабилизации падения лиры

Масштабные протесты были анонсированы на сегодняшний день - 23 марта. Посмотрим, что в итоге будет

У альянса Эрдогана в Парламенте 323 места из 600, у НПР - 169. Насколько я понимаю, процедуру импичмента начать невозможно (если часть депутатов не встанет на другую сторону), значит, остаются только митинги. В любом случае, правящая партия проиграла муниципальные выборы в крупнейших городах, и, на мой взгляд, сомнительно, что они смогут остаться у власти

Эрдоган нравился туркам с идеями неоосманской империи, но «Холодильник победил телевизор». Экономический кризис и ухудшение уровня жизни сделали неинтересными внешнеполитические игры

Эрдоган сам когда-то был мэром Стамбула, и прекрасно знает, какую поддержку дает этот мегаполис на выборах и какое влияние оказывает на настроения в стране

Прокуратура сегодня потребовала ареста мэра, суд принял решение арестовать

https://t.me/baidildinovoil
09.04.202514:51
Когда в Казахстане закончится уран?

ORDA обращает внимание на публикацию отчета МАГАТЭ и ОСЭР, где указывается, что запасов урана хватит Казахстану до 2040 г. Это без учета месторождений, которые не разведаны/не запущены в эксплуатацию

Мы поднимали эту тему с гендиректором ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимуром Жантикиным в программе «Байдильдинов. Нефть» еще в прошлом году, так как запасов урана у Казахстана при текущей агрессивной добыче хватит лет на 40-60 максимум

Таким образом, если при оптимистичном сценарии наша первая АЭС появится в 2035 г с нормативным сроком службы 60-80 лет, то примерно к 2065-2085 гг - еще до завершения срока эксплуатации атомной станции, у Казахстана с большой долей вероятности уже и не будет сырья для своей/своих АЭС

Нужна либо разведка/разработка новых месторождений, либо снизить аппетиты по агрессивной добыче урана национальным оператором АО «НАК «Казатомпром» и другими добывающими компаниями

Мы, естественно, не обогащаем уран и вряд ли будем это делать, так как это не просто дорогостоящие технологии, это привилегия, которой владеют только страны ядерного клуба

При этом нужно понимать , что мы первые в мире по добыче урана (43% от мировой добычи) и вторые в мире по запасам, но уран, как и углеводородное сырье - это небесконечный ресурс

https://t.me/baidildinovoil
24.03.202509:47
НПС Кропоткинская вновь была атакована

Несмотря на «энергетическое перемирие», сегодня ночью БПЛА снова атаковали нефтеперекачивающую станцию КТК

https://t.me/baidildinovoil
01.04.202510:37
Решение о запрете наружных стендов не просто выглядит смешно, как указывает Газиз Абишев, оно дискредитирует заявления высшего руководство страны о всесторонней поддержке развития МСБ

Это фото у обменника в моем ЖК. Кому мешает это табло? С таким же успехом можно запретить показывать цены на топливо на стелах АЗС

Теперь представьте, что бизнес потратил деньги на покупку электронных табло, искал работников/компанию, которые выведут проводку и подключат, получал какие-то согласования ОСИ/управляющих компаний и тд. Это затраты, которые теперь не нужны - и никому это даже не перепродашь

Какой бизнес после таких решений будет инвестировать в свое развитие и обустройство? Зачем это делать, если госорган потом может это запретить?

Могу сказать, что даже в перерегулированной Турции обратная динамика. Если Вы замечали, то сейчас перед входом в каждое кафе/ресторан на стойке есть меню с ценами. Это требование Закона: клиент должен до входа в кафе знать, что и почем предлагает заведение

https://t.me/baidildinovoil
Көбүрөөк функцияларды ачуу үчүн кириңиз.