
Inal Kardan | Brain Dump
Дамп мыслей: всякое интересно и не очень. Большей частью про TON, Telegram и крипту.
TGlist रेटिंग
0
0
प्रकारसार्वजनिक
सत्यापन
असत्यापितविश्वसनीयता
अविश्वसनीयस्थान
भाषाअन्य
चैनल निर्माण की तिथिЛют 27, 2025
TGlist में जोड़ा गया
Бер 17, 2025संलग्न समूह
समूह "Inal Kardan | Brain Dump" में नवीनतम पोस्ट
05.04.202523:08
Увидел прекрасные посты от RocketMan (основателя @xrocket) в его канале про Telegram Stars и покупки и захотелось ответить по многим пунктам.
1. Действительно совмещать Telegram Stars и Web3 крайне тяжело – в первую очередь из-за необходимости учитывать политики Apple (Google в этом вопросе пассивничает). С этим сложно спорить, более того, и мы в Vetnures, и все ребята из TF прямо говорят, что какие-то вещи работать просто не будут и надо с умом подходить к вопросу. Например, кейс Duckchain, где ребята собирались использовать Stars для комиссий за транзакции. Мы были теми, кто всегда спрашивал “а как это вообще будет работать в случае рефандов? или время финализации будет 90 дней?”. Поэтому говорить, что мы не понимаем и просто говорим, что Stars это круто – как минимум неправда 🙂
2. По поводу идей со стейблкойнами, обеспеченного Stars и тд. Если к этому подходить как к обычному CDP стейблкоину, то работать не будет конечно же, и никто этого не подразумевает. Но нет причин, почему не сработает стейблкоин, который ты можешь заминтить с Telegram Stars, при этом после минта первые 90 дней они locked (или застейканы и даже приносят какой-то APY), а потом становятся доступны как обычный jetton. Можно ли сказать, что UX сломан – да. Можно ли сказать, что это будет как USDe, но отличие в том, что нельзя забрать из стейкинга 90 дней – тоже да и UX не сильно то и сломан.
По 2 пунктам выше – Telegram Stars надо использовать не как замену оплаты в крипте, а как новую сущность со своими особенностями.
Теперь по поводу того кто должен решать проблему.
3. В сообщениях RocketMan есть одна фактологическая ошибка:
Теоретически это возможно, например в том же Китае в приложениях Netease просто нет рефандов. Даже от Apple. Понятно, что это на одном рынке (очень специфическом) и у одного игрового паблишера, но прецедент есть. В случае с Telegram этого в ближайшее время точно ждать не стоит, но это скорее как такой side note.
4. Ну и по пункту про стейкинг совершенно не согласен:
У нас есть конкретные примеры, когда приложения брали оплату в крипте за клейм токенов (не просто комиссию сети, а гораздо больше TON, что фактически является оплатой), и делали это большие и очень большие приложения по меркам Telegram. Забанил ли кого-то Apple? Нет. И я думаю (хотя на 100% нельзя быть уверенным), что и тут будет такой кейс. Apple не роботы, но корпорация, которая тоже боится регуляторов/судов и всего прочего и не будут за ваши пару миллионов долларов создавать прецедент, за который их можно легко засудить (будут ли судить – другой вопрос).
___
Выводы: в целом абсолютная правда, что фаундеры должны думать как именно использовать Stars, какие риски они готовы брать (меньше платежей vs бан). И это именно то, о чем всегда говорят и TF, и мы, но именно те фаундеры, которые найдут тут правильный баланс, смогут иметь конкурентное преимущество 🙂
1. Действительно совмещать Telegram Stars и Web3 крайне тяжело – в первую очередь из-за необходимости учитывать политики Apple (Google в этом вопросе пассивничает). С этим сложно спорить, более того, и мы в Vetnures, и все ребята из TF прямо говорят, что какие-то вещи работать просто не будут и надо с умом подходить к вопросу. Например, кейс Duckchain, где ребята собирались использовать Stars для комиссий за транзакции. Мы были теми, кто всегда спрашивал “а как это вообще будет работать в случае рефандов? или время финализации будет 90 дней?”. Поэтому говорить, что мы не понимаем и просто говорим, что Stars это круто – как минимум неправда 🙂
2. По поводу идей со стейблкойнами, обеспеченного Stars и тд. Если к этому подходить как к обычному CDP стейблкоину, то работать не будет конечно же, и никто этого не подразумевает. Но нет причин, почему не сработает стейблкоин, который ты можешь заминтить с Telegram Stars, при этом после минта первые 90 дней они locked (или застейканы и даже приносят какой-то APY), а потом становятся доступны как обычный jetton. Можно ли сказать, что UX сломан – да. Можно ли сказать, что это будет как USDe, но отличие в том, что нельзя забрать из стейкинга 90 дней – тоже да и UX не сильно то и сломан.
По 2 пунктам выше – Telegram Stars надо использовать не как замену оплаты в крипте, а как новую сущность со своими особенностями.
Теперь по поводу того кто должен решать проблему.
3. В сообщениях RocketMan есть одна фактологическая ошибка:
Telegram может прописать кучу правил по рефанду внутри себя, но лазейку рефанда напрямую через Apple не зашить.
Теоретически это возможно, например в том же Китае в приложениях Netease просто нет рефандов. Даже от Apple. Понятно, что это на одном рынке (очень специфическом) и у одного игрового паблишера, но прецедент есть. В случае с Telegram этого в ближайшее время точно ждать не стоит, но это скорее как такой side note.
4. Ну и по пункту про стейкинг совершенно не согласен:
Я слышал гениальный совет - делать стейкинг своих токенов на 100 или 1000 лет вместо покупки за свои токены. Я уверен, что в Apple сидят не дураки и не роботы, и такую историю легко запишут в покупки, если она будет в каком-то реально популярном приложении.
У нас есть конкретные примеры, когда приложения брали оплату в крипте за клейм токенов (не просто комиссию сети, а гораздо больше TON, что фактически является оплатой), и делали это большие и очень большие приложения по меркам Telegram. Забанил ли кого-то Apple? Нет. И я думаю (хотя на 100% нельзя быть уверенным), что и тут будет такой кейс. Apple не роботы, но корпорация, которая тоже боится регуляторов/судов и всего прочего и не будут за ваши пару миллионов долларов создавать прецедент, за который их можно легко засудить (будут ли судить – другой вопрос).
___
Выводы: в целом абсолютная правда, что фаундеры должны думать как именно использовать Stars, какие риски они готовы брать (меньше платежей vs бан). И это именно то, о чем всегда говорят и TF, и мы, но именно те фаундеры, которые найдут тут правильный баланс, смогут иметь конкурентное преимущество 🙂
01.04.202509:27
Очень много вопросов «куда дальше?».
Для тех, кто не понял - у вас спина белая пост выше приурочен к 1 апреля :)
Для тех, кто не понял - у
01.04.202508:00
Всем привет ещё раз!
Хочу сегодня сообщить, что 31 марта был моим последним днём в экосистеме Telegram и TON (и жизни в Дубае).
Это было прекрасное приключение, всем спасибо!
Хочу сегодня сообщить, что 31 марта был моим последним днём в экосистеме Telegram и TON (и жизни в Дубае).
Это было прекрасное приключение, всем спасибо!
01.04.202505:38
Увидел тут новость о запуске сервиса для создания интернет-магазинов от Точки, где магазин может быть как сайт или мини-приложение Telegram.
Когда мы увидим такое с интеграцией TON USDT, особенно может быть интересно для цифровых товаров и услуг на некоторых рынках?
А может и не для цифровых товаров и услуг, а в формате TON USDT -> Off-ramp через локального партнера -> сеттлмент в банке в соответствии с локальными законами.
Когда мы увидим такое с интеграцией TON USDT, особенно может быть интересно для цифровых товаров и услуг на некоторых рынках?
А может и не для цифровых товаров и услуг, а в формате TON USDT -> Off-ramp через локального партнера -> сеттлмент в банке в соответствии с локальными законами.
25.03.202505:14
Никогда так не делайте, если пишете инвестору.
1) Ничего не рассказал про проект, кроме супер общих фраз.
2) “Будем билдить только если дадите деньги” – то есть это ваша единственная мотивация билдить на TON? А если кто-то даст больше потом?
3) Ну и последнее сообщение – шедевр сам по себе. “Поговорите с нами пока мы не выбрали другой чейн” – шантаж.
4) Якобы есть какой-то интерес со стороны “Sony и других”. Кто такие другие? Какие ухаживания со стороны Sony? Вы просто поговорили с каким-то человеком оттуда или уже есть soft-commitment?
В общем, не делайте так :)
1) Ничего не рассказал про проект, кроме супер общих фраз.
2) “Будем билдить только если дадите деньги” – то есть это ваша единственная мотивация билдить на TON? А если кто-то даст больше потом?
3) Ну и последнее сообщение – шедевр сам по себе. “Поговорите с нами пока мы не выбрали другой чейн” – шантаж.
4) Якобы есть какой-то интерес со стороны “Sony и других”. Кто такие другие? Какие ухаживания со стороны Sony? Вы просто поговорили с каким-то человеком оттуда или уже есть soft-commitment?
В общем, не делайте так :)


18.03.202516:50
Когда твой день длится уже 14 часов и ещё минимум 2 впереди


18.03.202513:20
Смотрите с кем тут записываю подкаст :) хехе
Ждем TGE Evaa!
Давно не записывал подкасты, как-то забыл даже, что это может быть весело :)
Ждем TGE Evaa!
Давно не записывал подкасты, как-то забыл даже, что это может быть весело :)


18.03.202510:45
Важный вопрос. Кто должен быть GameFi Lead в TON Foundation и отвечать за развитие игр в TON/Telegram? Пишите ваших кандидатов в комментариях.
17.03.202517:50
Собираем 30 тысяч звезд под этим постом за ближайшие 3 дня - пишу 30 страничный документ (playbook) со всем, что я знаю по играм в Telegram/TON. Инсайтами и цифрами. Сделаю за 3 дня.
14.03.202506:51
Прочитал тут пост про то как раскачать TON DeFi и захотелось быстро поделиться мыслями.
Это интересная модель, но есть две проблемы, на которые у меня нет ответа:
1) Ликвидации при падении TON будут еще дальше давить TON вниз. Без гигантской ликвидности TON (в том числе на CEX) можно войти в штопор быстро.
2) Что делать с этим стейблом дальше? Стейблкоин без ютилити - просто раздутые метрики. Мы это уже проходили летом 2024.
Это интересная модель, но есть две проблемы, на которые у меня нет ответа:
1) Ликвидации при падении TON будут еще дальше давить TON вниз. Без гигантской ликвидности TON (в том числе на CEX) можно войти в штопор быстро.
2) Что делать с этим стейблом дальше? Стейблкоин без ютилити - просто раздутые метрики. Мы это уже проходили летом 2024.
से पुनः पोस्ट किया:
Next TON Mayor

04.03.202518:36
TON < 3$
Развивать DeFi на TON становится все сложнее и сложнее. Юзеров нет, инвесторов нет, фондов нет и TVL тоже нет
Удачи нам ♥️
Развивать DeFi на TON становится все сложнее и сложнее. Юзеров нет, инвесторов нет, фондов нет и TVL тоже нет
Удачи нам ♥️
04.03.202518:36
Говорю как инвестор и фонд:
главная задача проекта привлекать юзеров и TVL. Это те вопросы, на которые команды проектов должны отвечать в первую очередь: как наш проект поможет привлечь нового пользователя (нового для TON, чтобы делать общий пирог больше, в не просто перераспределять существующий) и какой TVL они могут принести?
Билдить продукт в расчете, что пользователи сами придут на DeFi в TON и мол наш продукт станет из-за этого большим - проигрышная стратегия.
главная задача проекта привлекать юзеров и TVL. Это те вопросы, на которые команды проектов должны отвечать в первую очередь: как наш проект поможет привлечь нового пользователя (нового для TON, чтобы делать общий пирог больше, в не просто перераспределять существующий) и какой TVL они могут принести?
Билдить продукт в расчете, что пользователи сами придут на DeFi в TON и мол наш продукт станет из-за этого большим - проигрышная стратегия.
02.03.202517:10
Судя по всему у нас сегодня стартовал альтсезон.
Мистер Трамп анонсировал стратегический резерв США, пока будет 5 токенов – BTC, ETH, XRP, ADA и SOL.
Главные последствия для меня лично:
1) Теперь понятно, к чему надо стремиться TON – листинг на Coinbase и добавление в стратегический резерв США.
2) Конкуренция на американском рынке среди L1 вырастет, сейчас реально туда пойдут ВСЕ, потому что это теперь очень важная цель для любого L1/тир-1 проекта. Выиграет не тот, кто больше денег потратит, а тот, кто выстроит хорошие отношения с теми, то там лоббирует интересы.
3) Важность VC возрастает, в особенности американских. Именно они смогут качественно лоббировать интересы проектов в США.
В TON пока мало американских VC, которые инвестировали бы в проекты к экосистеме. Свою личную цель вижу во многом в том, чтобы онбордить этих самых американских VC, помогать им разобраться в экосистеме и понимать особенности.
И да, уже точно пора перебираться в США 🙂
Мистер Трамп анонсировал стратегический резерв США, пока будет 5 токенов – BTC, ETH, XRP, ADA и SOL.
Главные последствия для меня лично:
1) Теперь понятно, к чему надо стремиться TON – листинг на Coinbase и добавление в стратегический резерв США.
2) Конкуренция на американском рынке среди L1 вырастет, сейчас реально туда пойдут ВСЕ, потому что это теперь очень важная цель для любого L1/тир-1 проекта. Выиграет не тот, кто больше денег потратит, а тот, кто выстроит хорошие отношения с теми, то там лоббирует интересы.
3) Важность VC возрастает, в особенности американских. Именно они смогут качественно лоббировать интересы проектов в США.
В TON пока мало американских VC, которые инвестировали бы в проекты к экосистеме. Свою личную цель вижу во многом в том, чтобы онбордить этих самых американских VC, помогать им разобраться в экосистеме и понимать особенности.
И да, уже точно пора перебираться в США 🙂
02.03.202511:32
Получил на днях сообщение от одного неравнодушного пользователя экосистемы, в котором он очень подробно описывал свой опыт за последний год. Человек очень хорошо описал свой путь - какие были основные проблемы, разочарования, ну и взлеты.
Среди прочего он упомянул «культуру фаундеров».
Мне интересно услышать мнение остальных - какая культура у фаундеров в Telegram/TON сейчас? В плане коммуникаций, ведения бизнеса, общения с сообществом и другими фаундерами.
Отличается ли эта культура от культуры фаундеров в других блокчейнах?
Среди прочего он упомянул «культуру фаундеров».
Мне интересно услышать мнение остальных - какая культура у фаундеров в Telegram/TON сейчас? В плане коммуникаций, ведения бизнеса, общения с сообществом и другими фаундерами.
Отличается ли эта культура от культуры фаундеров в других блокчейнах?
02.03.202507:31
Сколько волка не корми – он все в лес смотрит.
Так и я, сколько бы не был в TON Ventures, все хочется говорить про игры в Telegram.
Давайте немного порассуждаем про модели Web3 игр и посмотрим какие есть проблемы у каждой модели. Особенно может быть актуально в контексте запуска #memhash.
Глобально в GameFi мы увидели пока 3 модели:
1) 😁 NFT-понциномика (почему понциномика?)
2) 👊 PvP игроков
3) 🫂 Traffic-oriented модель
Разберём все 3 по порядку.
1) 😁 NFT-понциномика. Первой “успешной” (по крайней мере в плане нарратива) моделью была NFT-понциномика, которыми фактически являлись Cryptokitties и Axie Infinitiy. Это фактически игра в музыкальные стулья – кто последним пришел, тот и заплатил за вечеринку всем остальным. Да, можно увеличивать свои шансы не быть последним правильно играя и прикладывая больше усилий, но как только заканчивается приток пользователей в игру – модель схлопывается.
2) 👊PvP игроков. Ярчайшим примером тут является как раз Memhash и подобные игры, которые фактически говорят следующее: игроки инвестируют деньги, а мы их перераспределяем между игроками по каким-то правилам (правила и есть игра). В этой модели нет фактического притока денег КРОМЕ КАК от самих игроков, которые тратят в надежде заработать еще больше. Игра является способом перераспределения денег между ними. И каждый играющий в игру соглашается с этими правилами. Деньги не могут взяться из воздуха, они могут только поступить от других игроков. Теоретически рынок может стать источником денег в игру, если на TGE будет спрос, но это крайне тяжело представить на текущем рынке. При этом надо понимать, что какой-то процент в такой модели всегда будет забирать себе команда игры, поэтому проигравших чаще будет больше, чем выигравших. В чем-то это напоминает рынок мемкоинов.
3) 🫂 Traffic-oriented модель. Это то, что Notcoin реализовал первыми в Telegram, когда за вечеринку платили не игроки, а те, кому эти игроки нужны – рекламодатели (другие крипто-проекты), биржи, даже партнерская программа Youtube, потому что у того же Hamster Kombat больше миллиарда просмотров их видео, а в среднем 1000 просмотров может приносить $2-$5. Это единственная модель, когда не все акторы являются “извлекателями ценности”, но есть и те, кто готов платить деньги. Главная проблема тут – конечность трафика и рекламодателей. Бесконечно продавать один и тот же трафик не получится, поэтому история всегда будет конечной, а балансировать это будет непросто. Другая проблема – непрозрачность финансовых потоков, когда команда может заработать на трафике очень много, но все оставить себе. Моральный аспект такого решения оставим в стороне, а вот технически было бы интересно, если бы в такой модели все финансовые потоки команды были бы ончейн. Повлияло ли бы это на цену токена?
Хочется еще заметить, что некоторые игры сейчас пытаются комбинировать несколько моделей, например, тот же 🐤Duckygram сочетает в себе все 3 – там есть и коллекционирование NFT, и PvP игроков, которые донатят в игру, и даже начали продажу трафика. Сделает ли это игру более устойчивой покажет время.
Ну и бонусом есть та модель, которую хотят построить все, но пока не получается ни у кого.
4) 💰 Revenue share с игроками. В этой модели игроки смотрят рекламу и платят за игровые предметы не в надежде заработать, а потому что им нравится игра, а игра потом делится с игроками (самыми успешными) частью заработанного. Я видел с десяток попыток, но пока не видел супер успешных историй. Главная причина на мой взгляд в том, что тут для успеха нужна хорошая игра, а если у вас хорошая игра, то вам и не надо делиться ничем с игроками, у вас и так все хорошо 🙂
Чего я лично жду в Telegram – появления новых моделей и экспериментов с тем как балансировать это. Делитесь в комментариях вашими мыслями и наблюдениями про GameFi.
Так и я, сколько бы не был в TON Ventures, все хочется говорить про игры в Telegram.
Давайте немного порассуждаем про модели Web3 игр и посмотрим какие есть проблемы у каждой модели. Особенно может быть актуально в контексте запуска #memhash.
Глобально в GameFi мы увидели пока 3 модели:
1) 😁 NFT-понциномика (почему понциномика?)
2) 👊 PvP игроков
3) 🫂 Traffic-oriented модель
Разберём все 3 по порядку.
1) 😁 NFT-понциномика. Первой “успешной” (по крайней мере в плане нарратива) моделью была NFT-понциномика, которыми фактически являлись Cryptokitties и Axie Infinitiy. Это фактически игра в музыкальные стулья – кто последним пришел, тот и заплатил за вечеринку всем остальным. Да, можно увеличивать свои шансы не быть последним правильно играя и прикладывая больше усилий, но как только заканчивается приток пользователей в игру – модель схлопывается.
2) 👊PvP игроков. Ярчайшим примером тут является как раз Memhash и подобные игры, которые фактически говорят следующее: игроки инвестируют деньги, а мы их перераспределяем между игроками по каким-то правилам (правила и есть игра). В этой модели нет фактического притока денег КРОМЕ КАК от самих игроков, которые тратят в надежде заработать еще больше. Игра является способом перераспределения денег между ними. И каждый играющий в игру соглашается с этими правилами. Деньги не могут взяться из воздуха, они могут только поступить от других игроков. Теоретически рынок может стать источником денег в игру, если на TGE будет спрос, но это крайне тяжело представить на текущем рынке. При этом надо понимать, что какой-то процент в такой модели всегда будет забирать себе команда игры, поэтому проигравших чаще будет больше, чем выигравших. В чем-то это напоминает рынок мемкоинов.
3) 🫂 Traffic-oriented модель. Это то, что Notcoin реализовал первыми в Telegram, когда за вечеринку платили не игроки, а те, кому эти игроки нужны – рекламодатели (другие крипто-проекты), биржи, даже партнерская программа Youtube, потому что у того же Hamster Kombat больше миллиарда просмотров их видео, а в среднем 1000 просмотров может приносить $2-$5. Это единственная модель, когда не все акторы являются “извлекателями ценности”, но есть и те, кто готов платить деньги. Главная проблема тут – конечность трафика и рекламодателей. Бесконечно продавать один и тот же трафик не получится, поэтому история всегда будет конечной, а балансировать это будет непросто. Другая проблема – непрозрачность финансовых потоков, когда команда может заработать на трафике очень много, но все оставить себе. Моральный аспект такого решения оставим в стороне, а вот технически было бы интересно, если бы в такой модели все финансовые потоки команды были бы ончейн. Повлияло ли бы это на цену токена?
Хочется еще заметить, что некоторые игры сейчас пытаются комбинировать несколько моделей, например, тот же 🐤Duckygram сочетает в себе все 3 – там есть и коллекционирование NFT, и PvP игроков, которые донатят в игру, и даже начали продажу трафика. Сделает ли это игру более устойчивой покажет время.
Ну и бонусом есть та модель, которую хотят построить все, но пока не получается ни у кого.
4) 💰 Revenue share с игроками. В этой модели игроки смотрят рекламу и платят за игровые предметы не в надежде заработать, а потому что им нравится игра, а игра потом делится с игроками (самыми успешными) частью заработанного. Я видел с десяток попыток, но пока не видел супер успешных историй. Главная причина на мой взгляд в том, что тут для успеха нужна хорошая игра, а если у вас хорошая игра, то вам и не надо делиться ничем с игроками, у вас и так все хорошо 🙂
Чего я лично жду в Telegram – появления новых моделей и экспериментов с тем как балансировать это. Делитесь в комментариях вашими мыслями и наблюдениями про GameFi.
रिकॉर्ड
19.04.202523:59
464सदस्य17.03.202523:59
100उद्धरण सूचकांक19.03.202511:51
403प्रति पोस्ट औसत दृश्य21.04.202505:10
0प्रति विज्ञापन पोस्ट औसत दृश्य18.03.202523:59
15.82%ER19.03.202511:51
137.07%ERRअधिक कार्यक्षमता अनलॉक करने के लिए लॉगिन करें।